Виды заикания

Мы рассмотрим две формы заикания, о которых необходимо знать родителям, невротическое и неврозоподобное. Эти формы заикания имеют совершенно разные механизмы возникновения и коррекционная работа строится по разному, в зависимости от формы заикания.
При невротическом заикании центральные и периферические структуры речедвигательного аппарата развиты хорошо, а вот функция их нарушена. Самый четкий критерий невротического состояния: было все хорошо, потом что-то произошло и появилось нарушение, расстройство. То есть срыв бывшей полноценной функции. (Драпкин Б.З.)
Декомпенсация связана с нервно-эмоциональным перенапряжением. К нервно-эмоциональному напряжению и связан­ным с ним расстройствам приводят разнообразные ошибки семейно­го воспитания. Это одна из причин заикания. (Воспитание по типу “кумира семьи” — когда ребенку все разрешают, у него не формируется активное торможение (доминируют процессы возбуждения), такой ребенок попадает в детсад и начинает испытывать сильное нервно-психическое напряжение от того, что там надо подчиняться правилам, вместе есть, спать днем и т.п. Другой вариант неправильного воспитания — ребенок нежеланный, лишний, либо недолюбленный).
При невротическом заикании чаще всего наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18-ти мес. За короткое время (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас пополняется быстро, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.
Темп речи часто ускорен, дети как бы “захлебываются” речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается “смазанность” произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.
У таких детей часто наблюдается большое количество итераций (повторений), что нередко привлекает внимание окружающих. Если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2-3-мя месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.
До появления заикания у таких детей отмечаются характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2-5-ти лет наблюдаются страхи (боязнь темноты, страх при отсутствии в комнате взрослых, невротический энурез и т.д.).
Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, к условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость.
Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы.
Помимо острой и хронической психической травматизации невротическая форма заикания у некоторых детей развивается в результате активного введения в общение второго языка в 1,5-2,5 года жизни. Это бывает у детей, которые еще в силу возрастных особенностей не овладели в достаточной степени родным языком. В этом периоде развития речевой функции овладение вторым языком связано с большим психическим напряжением, которое для ряда детей является патогенным фактором.
В структуру невротического состояния (логоневроза), помимо заикания, входят астенические, фобические, субдепрессивные, соматовегетативные компоненты.
У ребенка с невротическим заиканием хороший интеллект и хорошо развита речь, и по этой причине логопедические методы работы не дают большого эффекта. При этой форме заикания нужна психотерапия, а также дополнительные методы (физиотерапия, общеукрепляющая и симптоматическая лекарственная терапия, напр., лечение астении, аффективных расстройств).
Неврозоподобное воспитание — заикание, при котором имеется недостаточность речедвигательного анализатора. При невротическом заикании, наоборот, имеется задержка речевого развития. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. А также бывают нарушения произношения звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года. При отсутствии логопедической помощи речевое нарушение постепенно утяжеляется. Заикание быстро “обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов. Невротическое заикание хорошо коррегируется именно логопедической работой, дает стойкий результат и гораздо реже бывают рецидивы.