Постановка звука Л

Дорогие родители, если ваш ребенок не произносит звук Л, пропускает его или заменяет на звук В или Й, можно самим попробовать научить его произносить звук Л. Сидя перед зеркалом, необходимо привлечь внимание ребенка к кончику языка — выполнить упражнения «Иголочка», «Качели»: -Давай сделаем язычок узким остреньким как иголочка (повторить 3-4 раза). А теперь наш язычок покатается на качельках — вверх-вниз, то на верхние зубки — то на нижние (повторить 8-10 раз).
Затем скажите ребенку, что вы будете сейчас гудеть как пароход: растяните губы в улыбку и произнесите длительно звук ы-ы-ы-ы (2-3 раза).
Далее скажите: -А теперь самое важное — мы будем гудеть как настоящий самолет: губы растянем в улыбке, прикусим слегка кончик язычка передними зубками, и, не отпуская язычок, произнесем длительно ы-ы-ы-ы (должен получиться звук л-л-л-л).
Ребенку пока не говорим, что мы произносим звук Л, чтобы он не вернулся к старому неверному произнесению этого звука. Сначала автоматизируем изолированный звук Л: -Давай гудеть как самолет длительно л-л-л-л, отрывисто л, л, л, л, так долго, пока я веду рукой от одного края стола до другого края и т.д.
Когда ребенок станет с легкостью произносить этот «межзубный» звук Л, можно сообщить ему, что звук Л правильно произносить так же легко, как и гудеть: кончиком язычка толкаем верхние зубки, как будто хотим вытолкнуть их изо рта, и одновременно произносим звук ы-ы-ы-ы.
При правильном произнесении звука Л кончик языка прижат к верхним зубкам, а воздух выходит по бокам языка.
Ошибки: может получиться так, что при постановке звука Л ребенок, закусив кончик языка, начнет гудеть, но воздух будет идти через нос: Н-Н-Н-Н. В этом случае зажмите нос ребенка пальцами и снова погудите сначала как пароход, затем как самолет.
После того, как у ребенка появится изолированный звук Л, переходим к автоматизации звука в слогах, словах, фразах и предложениях. Помните, что введение поставленного звука в самостоятельную речь ребенка займет у вас от 1,5 до 2-х месяцев при условии регулярных занятий, а при дизартрии еще дольше. Поэтому не заставляйте ребенка следить за звуком Л в своей речи, пока не пройдете все этапы его автоматизации. Занимайтесь эмоционально, в игровой форме, побольше хвалите, подбадривайте ребенка. Успехов вам!