Материал для автоматизации звука Ж

После того, как ребенок научился произносить изолированный звук Ж, можно приступать к его автоматизации. Рекомендуется автоматизировать звук Ж сначала в прямых слогах (жа, жо, жу, жи), затем в слогах со стечением согласных звуков (жда, ждо, жму, жмы, жбо и т.п.), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. Процесс автоматизации длится 1-2 месяца при дислалии (при дизартрии от 2-х до 6 месяцев). Необходимо заниматься по карточкам ежедневно по 10-15 минут. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать «работу язычка».

Карточка № 1.
Закрепляем произношение звука Ж в прямых слогах.
1). Проговаривать слоги 3-4 раза:
жа-жа-жа жо-жо-жо жу-жу-жу жи-жи-жи жэ-жэ-жэ
2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
жа-жа – жа-жа-жа жо-жо – жо-жо-жо жу-жу – жу-жу-жу
жи-жи – жи-жи-жи жэ-жэ – жэ-жэ-жэ
3) Проговаривать слоги с изменением ударения:
жа-жа-жа жо-жо-жо жи-жи-жи жэ-жэ-жэ жу-жу-жу
жа-жа-жа жо-жо-жо жи-жи-жи жэ-жэ-жэ жу-жу-жу
жа-жа-жа жо-жо-жо жи-жи-жи жэ-жэ-жэ жу-жу-жу
4) Повторять слоги 3-4 раза:
жа-жо-жу-жи жу-жа-жи-жо жо-жу-жа-жи

Карточка № 2.
Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
Слова со звуком Ж в начале:
Жаль, жаба, жалить, жало, жалко, жатка, жакет, жатва, жалоба, Жанна, жадина, жадный, жасмин; жидкий, жить, живу, живой, живёт, жила, живот, животное, жидкий, жильё, жилой; желтеть, желток, желе, Женя, жёлтый, жёлудь, жёлоб; жук.

Карточка № 3.
Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
Слова со звуком Ж в середине:
Ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, пожар, пожарник, кожа, Снежана, уважать, лужа, лёжа; ожог, лужок, флажок, бережок, ужонок, утюжок, лежу, хожу, гляжу, покажу, вижу, вяжут, лижут, мажут, уже, уважение; ножи, ежи, лежи, покажи, наживка, ужиха, ёжик, лыжи, ужин, пыжик, дюжина, ужинать, ухаживать, ежевика.

Карточка № 4.
Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
«Один — много»:
Проговаривать оба слова:
жук – жуки
лужа – лужи
жаба – жабы
лыжа – лыжи
ёжик – ёжики
ужонок – ужата
желток – желтки
ежонок – ежата
жакет – жакеты
ножик – ножики
живот – животы
жёлудь – жёлуди
пижама – пижамы
медвежонок – медвежата

Карточка № 5.
Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
«Назови ласково»:
снег – снежок
утюг – утюжок
ёж – ёжик
стог – стожок
сапог – сапожок
живот – животик
жук – жучок
флаг – флажок
луг – лужок
берег – бережок
круг – кружок
жакет – жакетик

Карточка № 6.
Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
Послушай слово, замени первый звук в нём на звук Ж и произнеси новое слово:
лук — … (жук), зал – …, дать – …, баба – …, мало – …, пакет – …, бетон – …, билет – …, пучок – …, вилка – …, болеть – …, Веня – ….

Карточка № 7.
Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай):
этажи (э-та-жи), ужонок, ужата, жёлуди, кожа, живот, животы, жасмин, жасмины, жучок, жук, сапожок, утюжок, ёжик, ёж, снежок, жадина, ежевика, флажок, жилет,
жаль, покажи, вяжут.

Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
Выучить родственные слова:
ёж – ёжик, ежонок, ежата, ежиха, ежиный;
уж – ужик, ужонок, ужата, ужиха, ужиный.

Карточка № 9.
Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 жук – 2 жука – 5 жуков
1 ёжик – 2 ёжика – 5 ёжиков
1 ежонок – 2 ежонка – 5 ежат
1 ежиха – 2 ежихи – 5 ежих
1 ёж – 2 ежа – 5 ежей
1 жеребёнок – 2 жеребёнка – 5 жеребят

Карточка №10.
Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 нож – 2 ножа – 5 ножей
1 уж – 2 ужа – 5 ужей
1 ужиха – 2 ужихи – 5 ужих
1 ужонок – 2 ужонка – 5 ужат
1 жёлудь – 2 жёлудя – 5 желудей
1 медвежонок – 2 медвежонка – 5 медвежат

Карточка № 11.
Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
сумка из кожи (какая?) – кожаная
жакет из кожи (какой?) – кожаный
пальто из кожи (какое?) – кожаное
сапожки из кожи (какие?) – кожаные
лопата из железа (какая?) – железная
гвоздь из железа (какой?) – железный
ведро из железа (какое?) – железное
вёдра из железа (какие?) – железные
начинка из ежевики (какая?) – ежевичная
сок из ежевики (какой?) – ежевичный
варенье из ежевики (какое?) – ежевичное

Карточка № 12.
Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
«Чей? Чья?»:
У ЖУРАВЛЯ голова (чья?) – журавлиная
клюв (чей?) – журавлиный
перо (чьё?) – журавлиное
крылья (чьи?) – журавлиные
У МЕДВЕДЯ голова (чья?) – медвежья
хвост (чей?) – медвежий
ухо (чьё?) – медвежье
лапы (чьи?) – медвежьи

Карточка № 13.
Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
«Чей? Чья?»:
У ВЕРБЛЮДА голова (чья?) – верблюжья
хвост (чей?) – верблюжий
ухо (чьё?) – верблюжье
ноги (чьи?) – верблюжьи
У НОСОРОГА голова (чья?) – носорожья
хвост (чей?) – носорожий
ухо (чьё?) – носорожье
ноги (чьи?) – носорожьи

Карточка № 14.
Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 кожаный жакет – 2 кожаных жакета – 5 кожаных жакетов;
1 жёлтая пижама – 2 жёлтых пижамы – 5 жёлтых пижам;
1 жужжащий жук – 2 жужжащих жука – 5 жужжащих жуков;
1 неуклюжий медвежонок – 2 неуклюжих медвежонка – 5 неуклюжих медвежат.

Карточка № 15.
Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
У ежа ежата. У моржа моржата. У ужа ужата. Жаба лежит в луже. Жаба лежит в луже. Женя точит ножи. У Жанны жёлтая пижама. Жанна живёт на пятом этаже. У Снежаны живёт живой ёжик. Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. В саду крыжовник и ежевика.

Карточка № 16.
Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Дети не обижают животных, и животные любят их. На полке лежит флажок. В клетке неуклюжий медвежонок. В комнате желтый абажур.

Карточка № 17.
Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
ухаживать за ежонком
Я ухаживаю за ежонком,
ты ухаживаешь за ежонком,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 18.
Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
бежать за медвежонком
Я бегу за медвежонком,
ты бежишь за медвежонком,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 19.
Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
Закончи предложения о ежихе с ежатами.
В нашем лесу живут … (ежиха с ежатами).
Под кустом сидят …
Женя бежит к …
Жанна бежит за ….

Карточка № 20.
Закрепляем произношение звука Ж в чистоговорках.
Выучить:
Жа-жа-жа – ходят два ежа.
Жо-жо-жо – выйду на лужок.
Жу-жу-жу – ленту повяжу.
Жи-жи-жи – у меня ножи.

Карточка № 21.
Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
Выучить:
* * *
Бедный ёжик ёжится:
Всё ему не можется.
И синеет кожица –
Так ему неможется.
* * *
Жук жужжал, жужжал, жужжал,
Вол лежал, лежал, лежал,
А потом спросил:
— Скажите, для чего вы так жужжите?

Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
Выучить:
Южный пляж
Я лежу на южном пляже,
Лень желать чего-то даже.
Жутко жить на жарком ложе –
Ведь обжечь же кожу может.
* * *
Жужжит над жимолостью жук,
Тяжёлый на жуке кожух.

Карточка № 23.
Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
Выучить:
* * *
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу,
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу».
* * *
Шьёт своим ежатам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Ежиные сапожки.

Карточка № 24.
Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
Выучить:
* * *
Ель на ёжика похожа,
Ель в иголках, ёжик тоже.
Бедняга ёж

Журавлёнок, у лужи кружа,
Медвежонка толкнул на ежа.
Прожужжал уважаемый жук:
«Тяжело же бедняге ежу!»

Карточка № 25.
Закрепляем произношение звука Ж в слогах со стечением согласных.
жма-жмо-жму-жмы
жда-ждо-жду-жды
жна-жно-жну-жны
жла-жло-жлу-жлы
ажм-ожм-ужм-ыжм
ажд-ожд-ужд-ыжд
ажн-ожн-ужн-ыжн
ажл-ожл-ужл-ыжл
мжа-мжо-мжу-мжи
джа-джо-джу-джи
нжа-нжо-нжу-нжи
лжа-лжо-лжу-лжи
ажма-ожма-ужма-ыжма
яжма-ёжма-южма-ижма-ежма

Карточка № 26.
Закрепляем произношение звука Ж в словах со стечением согласных.
Проговаривать слова, четко произнося звук Ж.
Важно, нужно, можно, важный, бумажник, бумажный, нужный, каждый, ножницы, художник, дружный, лыжник, лыжный, лыжня, пирожные, книжный, нежный, прилежный, вежливый, ближний, вьюжный, снежный, таёжный.
Вражда, нужда, побеждать, награждать, одежда, надежда, дождик, ждать.

Карточка № 27.
Закрепляем произношение звука Ж в предложениях со стечением согласных.
На пеньке ложные опята. Художник рисует лыжников. Одежда промокла под дождём. На книжной полке много книг. Лыжники бегут по лыжне. У канарейке нежный голос. Дети ели пирожные. Сегодня награждают победителей. У нас дружная семья. Зима вьюжная и снежная. Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.
Важные документы лежат в бумажнике. Женя вырезает ножницами бумажные кружева. Жора – вежливый и прилежный мальчик. Медведь – таёжный житель. Жанна идёт к багажному вагону. Снежане купили новую одежду. После дождя можно бегать по лужам.

Карточка № 28.
Закрепляем произношение звука Ж в стихотворениях со стечением согласных.
Выучить стихотворения, четко произнося звук Ж.
* * *
Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком, —
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?
* * *
Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

Карточка № 29.
Закрепляем произношение звука Ж в стихотворениях со стечением согласных.
Выучить стихотворения, четко произнося звук Ж.
* * *
Дождик, дождик,
Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! –
Пели жабы, лёжа в луже.
* * *
Жадная жаба на свете живёт,
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко – не одна
Такая жадная она!