Материал для автоматизации звука С

После того, как ребенок научился произносить изолированный звук С, можно приступать к его автоматизации. Рекомендуется автоматизировать звук С сначала в прямых слогах (са, со, су, сы), затем в обратных (ас, ос, ус, ис), в слогах со стечением согласных звуков (ска, ско, сму, смы, сво и т.п.), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. Процесс автоматизации длится 1-2 месяца при дислалии (при дизартрии от 2-х до 6 месяцев). Необходимо заниматься по карточкам ежедневно по 10-15 минут. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать «работу язычка».
Карточка №1.
Закрепляем произношение звука С в прямых слогах.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Многократно проговаривать слоги, растягивая звук С.
1) Повторять слоги 3-4 раза:
са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, сэ-сэ-сэ, су-су-су
2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
са-са – са-са-са, со-со – со-со-со, сы-сы – сы-сы-сы, су-су – су-су-су, сэ-сэ – сэ-сэ-сэ
3) «Запомни, повтори»:
са-со-су, со-са-сы, сэ-са-су, сэ-сэ-са

Карточка №2.
Закрепляем произношение звука С в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Слова со звуком С в начале:
са
Сад, садик, сажа, сайка, сало, сам, сани, санки, Саня, сады, садок, салат, салатник, салфетка, салют, самовар, самолёт, сапоги.
со
Совы, сода, сойка, сок, соки, сокол, сом, сон, Соня, сопка, соты, сотня, сохнуть, соя.
сы
Сын, сыпать, сыпь, сытый, сынок, сыта.
су
Суд, сук, судно, сумка, сутки, сухо, суббота, субботник, судак, судья, сундук.

Карточка №3.
Закрепляем произношение звука С в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Слова со звуком С в середине:
са
Гусак, досада, коса, колбаса, кусать, лиса, небеса, оса, писать, полоса, посадка, усатый, касса, колёса, масса, полосатый.
со
Босой, висок, колесо, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, фасоль.
сы
Босые, весы, косынка, носы, посылка, усы, бусы, волосы, косы, осы, полосы, посылать.
су
Несут, несу, пасут, пасу, посуда, вынесу.

Карточка №4.
Закрепляем произношение звука С в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
са-са-са – сани
са-са-са – сани
са-са-са – оса
са-са-са – коса
са-са-са – писать
сы-сы-сы – сын
сы-сы-сы – сыпать
сы-сы-сы – осы
сы-сы-сы – усы
сы-сы-сы – бусы
со-со-со – сок
со-со-со – сом
со-со-со – Соня
со-со-со – носок
со-со-со – кусок
су-су-су – суп
су-су-су – сумка
су-су-су – сундук
су-су-су – несу
су-су-су – пасут
су-су-су – посуда

Карточка №5.
Закрепляем произношение звука С в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
«Назови ласково»:
Проговаривать оба слова:
сад – садик
суп – супчик
сын – сынок
сумка – сумочка
сундук – сундучок
носок – носочек
косынка – косыночка
сом – сомик
лиса – лисонька
кусок – кусочек
песок – песочек
сова – совушка
салат – салатик
посылка – посылочка

Карточка №6.
Закрепляем произношение звука С в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
«Один – много»:
Проговаривать оба слова:
суп – супы
сын – сыны / сыновья
сад – сады
сом – сомы
сова – совы
лиса – лисы
сапог – сапоги
оса – осы
коса – косы
полоса – полосы
колбаса – колбасы
совок – совки
соболь – соболя
сундук – сундуки

Карточка №7.
Закрепляем произношение звука С в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Послушай слова, запомни и повтори только те, в которых есть звук С:
Самолёт, автомобиль, лодка
Лиса, собака, мышка
Бабочка, оса, шмель
Сок, колбаса, салат
Посылка, подарок, косынка
Шорты, поясок, рубашка
Кусать, играть, писать
Высокий, молодой, усатый
Шапка, платье, носок,
Идут, несут, пасут
Валенки, сандалии, сапоги

Карточка №8.
Закрепляем произношение звука С в обратных слогах.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
1). ас-ас-ас, яс-яс-яс, ос-ос-ос, ёс-ёс-ёс-, ус-ус-ус, юс-юс-юс, ис-ис-ис, ыс-ыс-ыс, эс-эс-эс, ес-ес-ес;
2). ас-яс, ос-ёс, ус-юс, ыс-ис, эс-ес, яс-ас, ёс-ос, юс-ус, ис-ыс, ес-эс, ас-яс-ас, ос-ёс-ос, ус-юс-ус, ыс-ис-ыс, эс-ес-эс.

Карточка №9.
Закрепляем произношение звука С в словах с обратными слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Проговаривать слова и слоги 2-3 раза:
ас-ас-ас – квас
ас-ас-ас – ананас
ыс-ыс-ыс – мыс
ыс-ыс-ыс – кумыс
ос-ос-ос – нос
ос-ос-ос – поднос
ос-ос-ос – кокос
ос-ос-ос – насос
ус-ус-ус – мусс
ус-ус-ус – фокус
ус-ус-ус – кактус
ус-ус-ус – фикус

Карточка №10.
Закрепляем произношение звука С в словах с обратными слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
«Запомни, повтори»:
лес – вес, лис – лес, вес – навес, пёс – овёс, унёс – утёс, голос – волос, покос – откос, поднос – покос, кактус – фикус, погас – квас, насос – кокос, унёс – принёс, автобус – глобус.

Карточка №11.
Закрепляем произношение звука С в словах с обратными слогами.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Игра «Закончи слово»
Добавить звук С в начале слова и произнести слово целиком:
но ., анана ., подно ., фоку ., насо ., вку ., коко ., автобу ., фику ., кумы ., ква ., пога ., какту ., космо ., компа ., наве ., глобу ., ве .

Карточка №12.
Закрепляем произношение звука С в слогах со стечением согласных.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
сва-сво-сву-свы
ска-ско-ску-скы
сла-сло-слу-слы
аст-ост-уст-ист
аск-оск-уск-иск
сма-смо-сму-смы
сна-сно-сну-сны
спа-спо-спу-спы
ста-сто-сту-сты
асп-осп-усп-исп

Карточка №13.
Закрепляем произношение звука С в словах со стечением согласных.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
сва, сво
Свая, свалить, свой, своя, своё, свои, небосвод, сводка.
ска, ско
Скала, скалка, скакать, скамейка, сколько, скомкать; воск, киоск, писк, коляска, пляска, каска, искать, миска, полоска, маска, куски, пускать.
сла, сло, слу
Слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай; вёсла, кислый, выслать, масло.

Карточка №14.
Закрепляем произношение звука С в словах со стечением согласных.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
ста, сто, сту, сты
Стая, сталь, ставни, станция, стакан, достать, сто, стол, столько, стойка, постой, настойка, стук, стул, ступка, ступеньки, стынуть; хвост, мост, место, тесто, тенистый, танкист, листва, холмистый, лист, куст, капуста, густо, густой, пусто, паста, ласточка, выступ, пустой, выставка, кусты, устал
спа, спо, спу
Спать, спальня, спор, спутник, спутать, испугать.
смо, сму, смы, сна, сно, сны
Смог, смолы, смуглый, смыть, сноп, снова, снаряд, сны; ясный, тесно, гласный, опасно, вкусно, вкусный, уснул.

Карточка №15.
Закрепляем произношение звука С в словосочетаниях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Четко произносить звук С в каждом слове.
Сосновый лес, сосновая смола, спокойный сон, небесный свод, сонная сова, спелый колос, высокая осока, чистый песок, капустный салат, постный суп, чистая посуда, длинноносый аист, фасолевый суп, ласковое солнце, лесная красота, густые волосы, сладкий сок, вкусная сметана, солёное тесто, тенистое место, кисло-сладкий квас, узкие сапоги.

Карточка № 16.
Закрепляем произношение звука С в словосочетаниях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
«Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
1 сова – 2 совы – 5 сов
1 сом – 2 сома – 5 сомов
1 сумка – 2 сумки – 5 сумок
1 сапог – 2 сапога – 5 сапог
1 полосатая оса – 2 полосатых осы – 5 полосатых ос
1 ананасовый сок – 2 ананасовых сока – 5 ананасовых соков
1 усатый сом – 2 усатых сома – 5 усатых сомов
1 пустой сундук – 2 пустых сундука – 5 пустых сундуков

Карточка №17.
Закрепляем произношение звука С в предложениях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
У Сони сумка. – Это Сонина сумка.
У Сони носок. – Это Сонин носок.
У Сони коса. – Это Сонина коса.
У Сони сад. – Это Сонин сад.
У Сони весы. – Это Сонины весы.
У лисы усы. Оса полосатая. Бориса покусала собака. Солома сохнет на солнце. На дне усатый сом. Собака сидит на соломе. Алиса моет посуду. Соня катает Саню на санках. Соня готовит суп с мясом. Саня дает кусок мяса собаке. Собака видит на суку сойку. Самолёт летит высоко над лесом.

Карточка № 18.
Закрепляем произношение звука С в предложениях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Спряжение в настоящем времени по образцу.
откусывать кусок мяса
Я откусываю кусок мяса,
ты откусываешь кусок мяса,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….
солить суп:
Я солю суп,
ты солишь суп,
он …,
она …,
мы …,
вы …,
они ….

Карточка № 19.
Закрепляем произношение звука С в предложениях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
1. Высоко в небе самолёт. Соня и Саня летят на самолёте. Самолёт идёт на посадку. Саня и Соня выходят из самолёта.
2. Вот ананасы. Эти ананасы вкусные. У нас не растут ананасы. Ананасы растут на юге.
3. Саня идёт в сад. В саду осы. – Ой, Саня, у самого носа оса.
4. У мамы сумка. В сумке судак и сонный сом.
5. Соня сама готовит вкусный обед. На обед у нас сегодня салат, фасолевый суп, мясо, сок.
6. На сосне сухой сук. Высоко на суку сова. Сова спит.совы всегда спят днём.
7. У нас в саду будет скамейка. Денис и Саня сделают её сами. Их гости смогут отдохнуть в саду на скамейке.

Карточка № 20.
Закрепляем произношение звука С в предложениях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Борис пас коз. Мама варит рис. На окне у Сони фикус и кактус. У Сани в сумке кокос. У нас дома ананас. Денис пьет кумыс. Пёс подал голос. Денис унёс поднос. У Сани компас, а у Сони ананас. Это Светина сумка. У Сани полосатые носки. У Сони густые косы. В лесу высокие сосны. Собака видит на суку сороку и лает. У сома усы. Лариса кладёт в суп фасоль и мясо. В сумке посуда. Соня пьёт сок. У нас на столе несколько листов бумаги. Оксана сама готовит вкусный обед.

Карточка № 21.
Закрепляем произношение звука С в предложениях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
У нас пёс. У вас вкусный квас. В миске капуста. Водитель остановил автобус у моста. В кустах кто-то пискнул. Остатки доски кинули в костёр. Какой чудесный голос у артиста! Борис пас стадо свиней. Саня устал и быстро уснул. На столе стоит стакан, поднос и миска. Соль кладут в солонку, а масло – в маслёнку. У слона – слонята, а у осла – ослята. Соня и Настя садятся на стулья. В стакане сливовый сок.

Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука С в стихотворениях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука С:
* * *
Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.
* * *
Санин папа купит сыну снегокат*,
А когда весна настанет – самокат.
* * *
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
— На песке, само собой!
Есть и свет там и покой.

Карточка № 23.
Закрепляем произношение звука С в стихотворениях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука С:
* * *
Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут –
На охоту летят.
* * *
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.

Карточка № 24.
Закрепляем произношение звука С в стихотворениях.
Губы в улыбке, кончик языка за нижними зубами.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука С:
* * *
Есть у Сани снегокат,
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, —
Он катать всех станет.
* * *
Сойка, сидя на сосне,
Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.

Карточка № 25.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Собака сойка в лесу
У Стаса собака сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.
Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!

Карточка № 26.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
В саду

Соня и Саня гуляли в саду. В саду спеют сливы и абрикосы. Соня и Саня собирали абрикосы. Сонина мама сделает абрикосовый сок.
В лесу
В густом лесу – сумрак, мало света и солнца. В сырых местах растёт высокая осока. За осокой – густой кустарник. В кустарнике затаилась лиса.

Карточка № 27.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Вечером

Алиса постелила на стол свежую скатерть, расставила стулья вокруг стола. Соня принесла стаканы в подстаканниках, поставила на стол самовар, сахарницу, сливочник, сухари с маком. Скоро соберётся вся семья и станет пить чай.
Снегири
Наступила снежная зима. Стоят трескучие морозы. На кустах густой иней. Вдруг, откуда ни возьмись – красногрудые снегири. Снуют по кустам, не страшатся мороза.

Карточка № 28.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Барбос

Борис – пастух, он пасёт стадо коз на пустыре. У Бориса Барбос. Барбос – старый пёс, но хороший пастух. Если за кустами лиса, Барбос заливисто лает.
На участке
У нас на участке растут редиска и свёкла, капуста и чеснок. Около скамейки – астры, флоксы и настурция. В стороне – кусты смородины. За смородиной – шесть старых слив. У нас чудесный участок.

Карточка № 29.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Мамин помощник

Денис собрался поиграть в баскетбол, но мама сказала: «Денис, сходи в универсам, купи сметану, масло, сливки». Денис схватил сумку и помчался в универсам. Он сделал покупки по списку, который составила мама, принёс продукты домой и отправился играть в баскетбол.

Карточка № 30.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Светина комната
У Светы есть своя комната. Брат Степан сделал Свете столик, стул, скамейку и полку. Света поставила на полку посуду и слона, посадила куклу Соню. Светина киска Ласка вскочила на скамейку и уснула.
Баба

Борис с ребятишками лепил снежную гору, а мы – бабу. Баба у нас просто чудесная. Вместо глаз вставлены угольки. Нос – сук от куста. Губы – красные лоскутки. На голове – миска.

Карточка № 31.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
В лесу
Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолёт. Самолёт напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

Карточка № 32.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Где растёт ягода

Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растёт клюква, можно ходить по ней и не увидеть её. Черника растёт – её видишь: рядом с листиками ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах встречается и костяника — красная ягода кисточкой, кислая ягода.

Карточка № 33.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Пастух
Борис был пастухом. Он пас телят. У пастбища лес. Это опасно. Того и гляди выскочит волк. Барбос помогал. Но он часто убегал в кусты. Борис не пускал его в кусты. Не пускал близко к кустам и телят.
«Надо поить телят и самому поесть», — думает Борис. Еда в сумке у сосны. Там и водоём с водой. Борис гонит телят. Барбос помогает.
Подогнал Борис телят. Лёг под сосной. Потом достал редиску, хлеб, колбасу, мясо. Кость отдал Барбосу. Барбос грыз кость.
Поел Борис, отдохнул немного. Стал опять пасти.

Карточка № 34.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
За ягодами

Мы долго искали в лесу ягоды. Устали, отдохнули под сосной. В лесу стало темнеть. Мы быстро пошли домой. Где-то близко мелькнул и погас огонёк. Через несколько минут вспыхнул костёр. У костра охотники. Костёр освещает нам путь. Скоро мы были дома.

Карточка № 35.
Закрепляем произношение звука С в текстах.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Обед
Мама поставила на стол миски, кастрюлю с супом, солонку с солью. Принесла хлеб и ложки. Соня и Настя садятся на стулья. Сначала ели салат из редиски со сметаной. Салат вкусный. Потом ели мясной суп с фасолью. Суп солили по вкусу. Суп тоже был вкусный. После супа ели арбуз. Арбуз был красный и сладкий. Обед был чудесный.