Материал для автоматизации звука Л.

После того, как ребенок научился произносить изолированный звук Л, можно приступать к его автоматизации. Рекомендуется автоматизировать звук Л сначала в прямых слогах (ла, ло, лу, лы), затем в обратных (ал, ол, ул, ил), в слогах со стечением согласных звуков (пла, кло, глу, слы, вло и т.п.), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. Процесс автоматизации длится 1-2 месяца при дислалии (при дизартрии от 2-х до 6 месяцев). Необходимо заниматься по карточкам ежедневно по 10-15 минут. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать «работу язычка».
Карточка №1.
Закрепляем произношение звука Л в прямых слогах.
Губы в улыбке, кончик языка зажать между зубами.
Многократно проговаривать слоги, четко произнося звук Л.
1) Повторять слоги 3-4 раза:
ла-ла-ла ло-ло-ло лэ-лэ-лэ лы-лы-лы
2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
ла-ла – ла-ла-ла лы-лы – лы-лы-лы
ло-ло – ло-ло-ло лэ-лэ – лэ-лэ-лэ
3) Проговаривать слоги с изменением ударения:
ла-ла-ла ло-ло-ло лы-лы-лы лэ-лэ-лэ
ла-ла-ла ло-ло-ло лы-лы-лы лэ-лэ-лэ
ла-ла-ла ло-ло-ло лы-лы-лы лэ-лэ-лэ
4) Повторять слоги 3-4 раза:
ла-ла-лу-лы лу-ла-лы-ло ло-лу-ла-лы

Карточка №2.
Закрепляем произношение звука Л в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка зажать между зубами.
Слова со звуком Л в начале:
ла
Лак, лапа, лама, ладан, лад, Лана, Лада, лань, лапка, лавка, лампа, лайка, лавина.
ло
Лоб, лом, лодка, локоть, лов, ловко, лобик, ломик, лот, локон, логово.
лу
Лук, лунка, лунный, луна, лупа, Лука, лунь.
лы
Лыко, лысый, лысина.

Карточка №3.
Закрепляем произношение звука Л в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка зажать между зубами.
Слова со звуком Л в середине:
ла
Была, вела, мала, пила, булавка, палатка, кулак, дела, халат, Мила, акула, пела, дула, мыла, кидала, водила, бегала, видела.
ло
Володя, колонка, поломка, голодный, болото, холодный, талон, баллон, мелок, потолок.
лы
Волы, улыбка, полынь, вилы, алый, белый, милый, бокалы, каналы, пеналы, полыхает, углы, балык.
лу
Голубка, балую, палуба, колун, валун, голубой, белуга, тулуп.

Карточка №4.
Закрепляем произношение звука Л в словах с прямыми слогами.
Губы в улыбке, кончик языка зажать между зубами.
1. Чистоговорка. Проговорить 2 раза.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Лапа, лампа, лак, пила.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы,
Лыжи, малыши, столы.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло,
Лодка, локоть, ложка, лом.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу,
Лужа, лупа, луч, шалун.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Мила маме помогла.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы,
Мила вымыла полы.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло,
Ловко вымыла стекло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу,
Милочка полола лук.

Карточка №5.
Закрепляем произношение звука Л в обратных слогах.
Губы в улыбке, кончик языка зажать между зубами.
Многократно проговаривать слоги, четко произнося звук Л.
1). Повторять слоги 3-4 раза:
ал-ал-ал ол-ол-ол ил-ил-ил ыл-ыл-ыл ул-ул-ул
2). Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
ал-ал – ал-ал-ал ол-ол – ол-ол-ол ул-ул – ул-ул-ул
ыл-ыл – ыл-ыл-ыл ил-ил – ил-ил-ил ел-ел – ел-ел-ел
3). Проговаривать слоги с изменением ударения:
ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл
ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл
ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл

Карточка №6.
Закрепляем произношение звука Л в словах с обратными слогами.
Губы в улыбке, кончик языка зажать между зубами.
1). Проговаривать слоги и слова 2-3раза, четко произнося звук Л.
ал-ал-ал – бал
ал-ал-ал – мал
ал-ал-ал – вал
ал-ал-ал – дал
ул-ул-ул – мул
ёл-ёл-ёл – мёл
ол-ол-ол – гол
ол-ол-ол – вол
ол-ол-ол – пол
ел-ел-ел – мел
ел-ел-ел – пел
ёл-ёл-ёл – вёл
ыл-ыл-ыл – был
ыл-ыл-ыл – выл
ыл-ыл-ыл – мыл
ил-ил-ил – пил
ил-ил-ил – мил
ил-ил-ил – вил
2). Запомнить, повторить: (по 3 слова)
бал – был – бил
мал – мул – мыл
вал – выл – вол
мел – пел – бел
кол – пол – зол
пил – мил – вил

Карточка №7.
Закрепляем произношение звука Л в словах с обратными слогами.
Губы в улыбке, кончик языка зажать между зубами.
1). Проговаривать слоги и слова 2-3 раза:
ал-ал-ал – пенал
ал-ал-ал – бокал
ал-ал-ал – канал
ул-ул-ул – обул
ул-ул-ул – подул
ол-ол-ол – футбол
ол-ол-ол – укол
ол-ол-ол – стол
ел-ел-ел – хотел
ил-ил-ил – катил
2). Проговорить слова 2-3 раза:
балка, палка, галка, фиалка, гадалка, Волга, волны, колба, ёлка, волк, белка, мелко, вилка, копилка, булка.

Карточка №8.
Закрепляем произношение звука Л в словах с обратными слогами.
Губы в улыбке, кончик языка зажать между зубами.
1). Проговаривать слоги и слова 2-3 раза:
гал – галка, бел – белка, пол – полка, бул – булка , молния, солдат, дятел, вокзал, козел, футбол, сеялка, бутылка.
2) Чистоговорка:
Ал-ал-ал – Павел днем не спал,
Ол-ол-ол – Павел видел футбол,
Ул-ул-ул – Павел сел на стул,
Ыл-ыл-ыл – у нас суп остыл,
Ил-ил-ил – Павел гол забил,
Ел-ел-ел – Павел суп не ел,
Ёл-ёл-ёл – Павел пол подмел.

Карточка №9.
Закрепляем произношение звука Л в слогах со стечением согласных.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Многократно повторять слоги, четко произнося звук Л.
1) бла-бла-бла, кла-кла-кла, вла-вла-вла,
бло-бло-бло, кло-кло-кло, вло-вло-вло,
блы-блы-блы, клы-клы-клы, влы-влы-влы,
блэ-блэ-блэ, клэ-клэ-клэ, влэ-влэ-влэ,
блу-блу-бла, клу-клу-клу, лу-влу-влу.
2) гла-гло-глы
пла-пло-плы
фла-фло-флу
хла-хло-хлы
вла-вло-влы
кла-кло-клы
сла-сло-слы
тла-тло-тлы
блы-глы-влы
клы-плы-слы
хлы-флы-тлы
бла-гла-вла

Карточка №10.
Закрепляем произношение звука Л в словах со стечением согласных.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
1). Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук Л:
сла-сла-сла – Слава
сла-сла-сла – слабый
сла-сла-сла – славный
сла-сла-сла – сладкий
сла-сла-сла – славяне
сла-сла-сла – несла
сла-сла-сла – пасла
слы-слы-слы – ослы
слы-слы-слы – послы
сло-сло-сло – слово
сло-сло-сло – слоги
сло-сло-сло – слой
сло-сло-сло – слойка
сло-сло-сло – слон
сло-сло-сло – масло
сло-сло-сло – весло
слу-слу-слу – слуги
слу-слу-слу – слух

Карточка №11.
Закрепляем произношение звука Л в словах со стечением согласных.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
1). Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук Л:
кла-кла-кла – Клава
кла-кла-кла – клад
кла-кла-кла – класс
кло-кло-кло – клоун
кло-кло-кло – клок
кло-кло-кло – стекло
клу-клу-клу – клуб
клу-клу-клу – клубок
клу-клу-клу – клумба
клы-клы-клы – клыки
клы-клы-клы – куклы
кла-кла-кла – свекла
2). Игра «Запомни, повтори»: (по 3 слова)
кукла – стекло – наклон; свекла – клуб – класс;
клубок – клад – клок; Фёкла – свекла – Клава.

Карточка №12.
Закрепляем произношение звука Л в словах со стечением согласных.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
1). Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук Л:
гла-гла-гла – главный
гла-гла-гла – гладкий
гла-гла-гла – глазки
гла-гла-гла – гласный
гла-гла-гла – согласный
гла-гла-гла – гладить
гло-гло-гло – глобус
гло-гло-гло – глотка
глу-глу-глу – глухо
глу-глу-глу – глухой
глу-глу-глу – глупый
глу-глу-глу – глубокий
2) хло-хло-хло – хлопок
хло-хло-хло – хлопать
хлы-хлы-хлы – хлыст
хла-хла-хла — хлопок
тлы-тлы-тлы – котлы
тло-тло-тло – светло
кло-кло-кло – текло
бло-бло-бло – блок

Карточка №13.
Закрепляем произношение звука Л в словах со стечением согласных.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
1). Проговаривать слоги и слова, четко произнося звук Л:
пла-пла-пла – план
пла-пла-пла – плавать
пла-пла-пла – плакать
пла-пла-пла – пламя
пла-пла-пла – планета
пла-пла-пла – платить
пла-пла-пла – платок
пло-пло-пло – плов
пло-пло-пло – плод
пло-пло-пло – пломба
пло-пло-пло – тепло
пло-пло-пло – плотник
плу-плу-плу – плуг
плу-плу-плу – плут
2). фла-фла-фла – флакон
фла-фла-фла – флакон
фла-фла-фла – фламинго
фло-фло-фло – флот
фло-фло-фло – флоксы
хло-хло-хло – хлопать

Карточка №14.
Закрепляем произношение звука Л в словосочетаниях.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Четко произносить звук Л в каждом слове.
Голубые облака
Пологие склоны
Спелые яблоки
Полная луна
Холодная волна
Спелая клубника
Золотой кулон
Светлая улыбка
Голубые глаза
Тёплое молоко
Гладкие волосы
Белый халат
Ловкая галка
Смелая ласточка
Весёлый дятел
Молодой голубь
Голодный волк
Голосистые соловьи
Глубокий колодец
Сладкая халва

Карточка №15.
Закрепляем произношение звука Л в предложениях.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Проговаривать предложения, четко произнося звук Л в каждом слове.

Мила сидела на лавке. Лана пила молоко. Володя нёс холодную воду. У Славы юла. Лада готовила голубцы. Мила ела салат. Около палаток лопухи и полынь. Мила видела слона. Клава выучила алфавит. Павел повесил плакат. Стало тепло. Лада уехала на вокзал. Луна закатилась, и стало темно. Ловкая белка скакала с ёлки на ёлку.

Карточка №16.
Закрепляем произношение звука Л в предложениях.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Проговаривать предложения, четко произнося звук Л в каждом слове.

Ласточка свила гнездо. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя – смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок. Дядя Лука копает клумбу лопатой. Володя и Слава плывут на лодке. Клава мыла ладони мылом. Около стола стоит стул. Лада забыла пенал.

Карточка №17.
Закрепляем произношение звука Л в предложениях.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Проговаривать предложения, четко произнося звук Л в каждом слове.
На лугу было холодно. Стояла глубокая осень. Слава идет в кладовую за веслами. Пенал упал на пол. Павел съел спелое яблоко. Волк увидел белку. Михаил вымыл бокал. На балконе – фиалки. Павел послал маме посылку. Мила стояла на балконе. Аня поставила елку в зал. Михаил забил гол. Павел купил колбасу и халву. Слава подмёл пол метёлкой. У Аллы скакалка.

Карточка №18.
Закрепляем произношение звука Л.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
1). Выучить потешки, отработав произношение звука Л:
Иголка, иголка
Ты тонка и колка.
Петя был мал,
Он мяту мял.
2). Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука Л:
Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж)
3). Проговаривать скороговорку, отработав произношение звука Л:
Мила – болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.

Карточка №19.
Закрепляем произношение звука Л.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука Л:
Про кошек
Молоко лакали кошки
Из большой зеленой плошки.
Без тарелки и без ложки –
Языком лакали кошки.
Плошка хоть и велика,
Только мало молока.
Смотрят кошки в облака –
Вот бы столько молока!

Карточка №20.
Закрепляем произношение звука Л.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука Л:
Метла
Плясала, плясала по дому метла.
Полы подмела от угла до угла.
Колун
Колун колол, колол, колол.
Колун полено расколол.
Клоун-чудак
Клоун-чудак,
Делал все не так:
Ломом копал,
Лопатой ломал,
Долотом шил,
Иглой долбил,
Колуном пилил,
Пилой колол,
Метлой белил,
А кистью мёл.

Карточка №21.
Закрепляем произношение звука Л.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука Л:
Помощница
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла.
Отдохнуть она хотела –
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила.
Мила с куклой спать легла.
Всё успела, всё смогла!

Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука Л в тексте.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Кукла Мила
Купила мама Клаве куклу. У куклы были голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые туфли. Клава назвала куклу Милой. Целые дни Клава была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и заплетала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.
Как-то мама позвала Клаву обедать, осталась кукла одна. И куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Клава, но куклу не оставила. Тогда мама купила точно такую куклу и отдала ее Клаве. Клава была очень довольна.

Карточка №23.
Закрепляем произношение звука Л в тексте.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Вкусные булочки
Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя подвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел ее. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.

Карточка №24.
Закрепляем произношение звука Л в тексте.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Володина шутка.
Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится, когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки».

Карточка №25.
Закрепляем произношение звука Л в тексте.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Сам виноват.
Шёл Павел в клуб и увидел собаку на цепи. Павел стал пугать собаку палкой. Собака залаяла на Павла и стала кидаться на него, но цепь не пускала собаку, и она не доставала Павла. Тогда Павел осмелел и подошёл ближе. Собака изловчилась и схватила Павла за штанину. Павел испугался и заплакал. Тут подошёл хозяин собаки, отогнал её и сказал: «Сам виноват, не обижай животных».

Карточка №26.
Закрепляем произношение звука Л в тексте.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Луна и волки.
Волки сегодня охотились на лугу около болота. Не поймали ни лося, ни лани. В полнолуние уселись голодные волки на холме и завыли.
Над облаками плыла луна. Поглядела она на волков и улыбнулась им холодной улыбкой: ведь только волки поют ей песни.

Карточка №27.
Закрепляем произношение звука Л в тексте.
Кончик языка упирается за верхние зубы, губы в улыбке.
Пересказать текст: сначала проговаривать каждое предложение (2-3 раза), затем весь текст полностью.
Белка.
Клава гуляла по аллее и увидела белку. Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и показала белке. Та ловко спустилась с ёлки и уселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло.
Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.