Как заниматься с неговорящим ребёнком

Если вы всё-таки решили заниматься со своим неговорящим или плохоговорящим ребенком дома, вы можете столкнуться с некоторыми проблемами:

  1. Ребенок не реагирует на просьбу сесть за стол. Что делать? Нужно использовать в общении с таким ребенком кондуктивный метод. Сейчас объясню, что это такое.

    Обычно происходит так, мама просит ребенка: «Саша, сядь на стул.» Саша не реагирует. Тогда мама, сама того не понимая, даёт отрицательное подкрепление этой ситуации: «Саша, ну что я сказала!» или «Саша! Ну сколько можно говорить!» То есть мама вышла из себя. На самом деле многие дети обожают внимание такого рода. Дети предпочитают получать внимание родителей плохим поведением, так как это очень легко. Получается замкнутый круг, когда родители подкрепляют плохое поведение словами: «Я тебе говорила!» «Ну что ты опять сделал!»

    Как же выйти из этого Круга?

    Необходимо научиться не подкреплять плохое поведение. Обычно мы действуем по такой схеме: Стимул — реакция — положительное подкрепление. То есть, мы просим о чем-то ребёнка — он это выполняет — мы его хвалим за это. Теперь нужно освоить следующую схему: Стимул — отсутствие реакции — кондуктивный метод — положительное подкрепление. Например: Мама говорит Саше: «Сядь на стул.» Саша не реагирует. Тогда мама коротким быстрым и резким (но безопасным) движением сажает Сашу на стул (без эмоций, без слов) и тут же дает положительное подкрепление: «Молодец! Ты сел на стул.» Вы очень удивитесь, но этот пустяковый комплекс из 4-х процедур приводит к следующему. Саша, который непонятным образом из другой части комнаты вдруг переместился на стул, уже готов устроить истерику, но тут вдруг получает положительное подкрепление: «Молодец, Саша, ты сел на стул.» И при этом видит ваше спокойное нейтральное выражение лица, тогда он соглашается сесть на занятие и выполнять просьбы. Этот способ может не будет работать так идеально с первого раза. Но если вы будете его использовать регулярно, ребёнок привыкнет и начнёт заниматься.

  2.  Не говорите ребенку слово НЕТ. Слово НЕТ вызывает у ребёнка негативизм. Нужно трансформировать словао НЕТ в слово ДА. Слово ДА негативизма не вызывает. Поэтому, если Саша во время занятия гуляет по комнате и говорит: «Не хочу заниматься, хочу играть в машинки» (если он умеет чуть-чуть говорить), то мы говорим: «Да , конечно, мы будем играть в машинки, как только ты сядешь за стол». Когда он садится за стол, он быстро забывает про машинки. Это очень экономит время.
  3.  Если у ребенка сенсорная алалия, то во время занятия убедитесь, что ребёнок смотрит на вас. Если надо, руками поворачиваем голову ребенка и тут же положительно подкрепляем: «Молодец, ты посмотрел на меня». То есть используем кондуктивный метод. Говорите простой фразой из двух слов исключительно по ситуации. Действуйте по формуле , сколько слов у ребёнка в активе, столько слов у родителей во фразе. Когда взгляд ребёнка блуждает по комнате, перескакивает с одного предмета на другой, взрослый начинает всё оречевлять: а вот птичка полетела, а вот машинка поехала и так далее. Такое поведение приучают ребенка к тому , что речь ничего не значит , речь —
    это ветер. Такое многоговорение не несет ничего развивающего. Родители должны приучить себя к речевой дисциплине. Если речь ребёнка состоит из 0 слов, то речь родителя, обращаясь к ребенку должна состоять не более, чем из 1 — 2 слов.
  4. Давайте ребенку время на ответ. Слушайте, ждите. Когда вы делаете паузу, вы показываете ребенку, что вы уверены, что он вам ответит. Тогда ребенок психологически будет к этому готов и однажды это сделает. Ребёнок постепенно начинает понимать , что в эту паузу что-то должно произойти, что вы что-то от него ждете. Ной если вы сделаете маленькую паузу в одну секунду, продолжайте говорить сами, то вы показали что разуверились, что ребёнок вам ответит , то ребёнок будет молчать неограниченное время.
  5.  Нужно организовать совместную ежедневную деятельность с ребенком. Она будет длиться непродолжительное время, где-то 5 минут, но должна быть организована по правилам. Например, вы развешиваете белье после стирки. Вы выполняете действия поочередно, по порядку, ритуализированно. Мама: «Подай платок» — «Спасибо», «Где прищепка?» — «Молодец!» Ребёнок принимает правила взрослого. Такой порядок очень нравится ребенку , успокаивает, освобождает его голову от мыслей. Он нуждается в эмоциональном общении со взрослым. Ему очень нравится такое эмоциональное, комфортное, предсказуемое общение. Это ритуалы в которые очень быстро входит ребёнок. Ребёнок готов выполнять всё более усложняющиеся, меняющиеся, более строгие правила, чтобы продолжать то, что ему нравится делать. Можно провести с ребенком такую игру: налить в таз воды и насыпать туда крупные пуговицы. Мама вместе с ребёнком поочередно достают пуговицы сачком. Здесь очень важно приучать ребенка к поочередной деятельности: «Сначала ты достаешь пуговицу, потом я, потом снова ты».
  6.  Родители должны придерживаться утрированно спокойного темпа речи , соблюдая интонацию, разумные паузы.
  7.  Нужно разговаривать с ребенком о том, что его интересует. Но это не нужжно делать слишком часто, нужно выбирать что-то более важное. Например, дети с СДВГ (гиперактивностью) часто перепрыгивают с одного предмета на другой. Это эмоционально истощает родителей и детей. Таких детей нужно приучать концентрировать внимание на одном предмете. Помогайте ребенку, то есть используйте жест, короткую фразу — она структурирует внимание. Необходимо убрать из комнаты всё лишнее , несущественное, игрушки, отвлекающие внимание.
  8.  Используйте повседневные поощрения. Но это вовсе не бесконечные : «Молодец! Умница!». Такие поощрения вовсе не естественны, они наоборот подкрепляют заниженную самооценку, ущемленное самолюбие. Я говорю об эмоциональных поглаживаниях — это хороший взгляд, улыбка, поглаживание по голове, и может даже вежливое обращение. Каким бы маленьким ни был ребенок, он нуждается в таком обращении и такое же поведение станет выдавать вам через какое-то время.

Это рекомендации по общему и речевому поведению с ребенком в семье. О содержании самих занятий я напишу в следующей статье.