Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и речевого внимания

Rechevoe-dixanie1
Ваш ребенок уже говорит?! Это великолепно! Теперь от вас зависит очень многое — насколько правильной, четкой и разборчивой станет его речь, насколько богатым будет его словарный запас. Взрослым необходимо способствовать тому, чтобы у малыша развивались речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат. Без специальной «тренировки» эти компоненты не всегда достигают необходимого уровня развития. Выработка плавного длительного или сильного резкого выдоха необходима для постановки многих звуков речи. Хорошие игры для решения этой задачи — выдувание мыльных пузырей, игра на дудке, губной гармошке. Проводите с малышом упражнения на развитие речевого дыхания.

Упражнение «Снежинка» (Положить на ладошку шарик из ваты и предложить ребенку сдуть «снежинку» и посмотреть, как она летит. Повторить 4 раза.)

Упражнение «Ветерок» (Приклейте к палочке полоски из зеленой бумаги, как листья на дереве. Предложите ребенку подуть на «дерево» как слабый ветерок, как сильный ветер. Повторите по 3 раза.)

Упражнение «Пусти лодочку по воде» (Изготовьте лодочку из бумаги или из пенопласта, наполните таз водой, попросите ребенка подуть на лодочку так, чтобы она проплыла от одного берега до другого. Повторит 2 раза.)

Упражнение «Буря в стакане» (Наполните таз водой, предложите ребенку дуть в стакан через трубочку.)

Упражнение «Прокати снежный ком» (Ребенок приседает у стола, кладет шарик из ваты на край стола, потом дует на него: «ф-у-у» так, чтобы «ком» докатился до другого края стола.)

Упражнение «Прокати карандаш по столу» (На край стола кладется круглый карандаш или ручка. Ребенку предлагается присесть и подуть на карандаш так, чтобы он покатился. Далее можно брать граненый карандаш.)

Начинать заниматься развитием произносительной системы лучше всего в раннем дошкольном возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено. Больше играйте с ребенком, проводите упражнения для развития речи, ведь вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Вот несколько игр и упражнений на развитие речевого внимания детей, которые можно проводить с детьми в возрасте от 2,5 до 4 лет.

Игра «Кто в домике живет?».

Взрослый показывает игрушку или картинку с изображением кошки: «Кто это?» (…) «Кошка мяукает громко: «Мяу–мяу»» (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза). Затем взрослый показывает игрушку или картинку с изображением котенка: «А это кто?» (…) «Котенок мяукает тихо» (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза). Взрослый показывает игрушку или картинку с изображением собаки: «Кто это?» (…) «Собака лает громко: «Ав–ав» (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза). Затем взрослый показывает игрушку или картинку с изображением щенка: «А это кто?» (…). «Щенок лает тихонечко» (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза). Далее взрослый рассказывает:

-Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав – ав» (произносится громко)? (…). Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (…).

-Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу – мяу» (произносится тихо). Как котенок мяукал? (…).

Аналогично ребенок отгадывает, кто живет в других домиках, и повторяет звукосочетания по нескольку раз.

Игра «Научим мишку говорить правильно»

Взрослый рассказывает ребенку, что мишка не умеет правильно называть игрушки и просит помочь ему. Затем начинает спрашивать мишку: «Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу)?» (Мишка: «кула») «Нет, не правильно. Это… Скажи Ваня, как называется эта игрушка… Молодец, правильно назвал. Мишка, теперь ты скажи.

Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек (»зака»-зайка, «шимина»-машина, «пирадка»-пирамидка и т.д.)

Игра «Машины и машинки»

Взрослый предлагает ребенку поиграть в машинки и объясняет правила:

— У больших машин колеса большие и они шуршат громко: «ш-ш-ш», они бибикают: «бып-бып-бып» (ребенок повторяет). У маленьких машин колеса шуршат тихо: «ш-ш-ш», а бибикают они: «бип-бип-бип» (ребенок повторяет).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *