Артикуляционные упражнения для звука -л-

Рассмотрим упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука -л-. Чтобы выработать движения органов артикуляции, необходимые для постановки звука -л-, необходимо выполнять упражнения ежедневно в течение месяца.

1. Упражнение «Иголочка». Показываем узенький язычок. «Язычок острый, как иголочка». Повторяем 3 — 4 раза.

стрелочка

2. Упражнение «Замесим тесто». Несильно откроем рот, спокойно положим язычок на нижнюю губу и, похлопывая его губами, произнесём звуки «пя-пя-пя-пя-пя». Затем слегка покусываем его зубами со звуками «та-та-та-та-та». Повторяем 5 — 6 раз.

накажем непослушный язычок

3. Упражнение «Быстрая змейка». Открываем рот, высовываем узкий напряженный язычок как можно дальше и убираем. Выполняем в медленном темпе. Повторяем в течение 30 — 60 секунд.

змейка

4. Упражнение «Пароход гудит». Слегка приоткрываем рот и длительно произносим звук «ы-ы-ы-ы». Следим, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу. Выполняем в течение 60 секунд.

пароход гудит

5. Упражнение «Индюшата». Открываем рот», широким передним краем язычка «скользим» по верхней губе вперед-назад, сначала медленно,  а потом быстро и добавляем голос. «Как наши индюшата болбочут: бл-бл-бл-бл-бл». Выполняем в течение 30 — 60 секунд.

Без имени-1

6. Упражнение «Чашечка». Открываем рот широко, сначала кладем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу («лопата»), а затем боковые и передний края широкого язычка слегка прогибаем вверх. «Наш язычок похож на чашечку». (Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижна, нижняя губа не «помогает» язычку. Можно слегка оттянуть подбородок ребенка вниз двумя пальцами при выполнении). Удерживаем «чашечку» под счет до 5, выполняем 6 — 8 раз.

чашечка

 

7. Упражнение «Вкусное варенье». Открываем рот, широкой передней частью языка облизываем верхнюю губу (язык в форме чашечки). При этом движения языком делаем по направлению вверх-вниз. Выполняем упражнение 6 — 8 раз. Можно придерживать подбородок ребенка, чтобы он не выдвигался вперед, «подсаживая» язычок на верхнюю губу.

вкусное варенье

 

8. Упражнение «Качели». Открываем рот, губы держим в улыбке, широкий язычок упирается то в нижние зубки, то в верхние. Выполняем упражнение в медленном темпе под ритмический счет «раз-два, раз-два» в течение 30 — 60 секунд.

качели

9. Упражнение «Ступеньки». Будем чередовать: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах», «чашечка» за верхними зубами. «Наш язычок шагает по ступенькам». Открываем рот, губы в улыбке, язычок удерживаем в форме «чашечки», теперь «шагаем» — ставим «чашечку» на верхнюю губу, переводим на верхние зубы, а затем за зубы. Шагаем по ступенькам 6 — 8 раз.

image116

Перед выполнением упражнений рекомендую ознакомиться с правилами выполнения артикуляционной гимнастики.

Если у вас что-то не получается, попробуйте обратиться за советом к логопеду. Пройти логопедическое обследование и консультирование бесплатно в режиме онлайн (через веб камеру) вы можете здесь.